ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2014 года N 239


О стратегии социально экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года



В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


Утвердить стратегию социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года согласно приложению.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.Я.КАРДАНОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 26.08.2014 N 239



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА



1. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Стратегия) разработана с учетом необходимости развития экономического, социального, культурного, ресурсного и природно-климатического потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики региона и повышения уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики (далее - республика).


В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию как "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", настоящая Стратегия имеет преимущественно социальную направленность, в которой важнейшим приоритетом выступает человек и его гармоничное развитие.


Стратегия разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Ростуризма от 06.05.2008 N 51, а также Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р, Указа Президента Российской Федерации от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны", указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".


Стратегические направления развития республики предусматривают сбалансирование целей, задач и механизмов их реализации в контексте общефедеральной политики с учетом перспектив развития каждого муниципального образования Карачаево-Черкесии.


Главной целью Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики является повышение качества жизни населения на основе эффективной и социально-ориентированной экономики.


Стратегия предполагает трансформацию экономической модели республики, являющейся исторически сельскохозяйственным регионом, в сторону индустриального развития с приоритетом обрабатывающим отраслям, а также - дальнейшего развития агропромышленного комплекса и туризма.



2. Стратегический анализ социально-экономической ситуации в республике



2.1. Общие данные


Название субъекта Российской Федерации - Карачаево-Черкесская Республика.


Год создания: 12.01.1922 образована Карачаево-Черкесская автономная область. Законом РСФСР от 03.07.91 преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. В декабре 1992 года в целях совершенствования конституционного законодательства название Карачаево-Черкесская Советская Социалистическая Республика было заменено на Карачаево-Черкесская Республика.


Административный центр - город Черкесск.


Орган законодательной власти - Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численность 73 человека, периодичность - пять лет.


Орган исполнительной власти - Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Состоит из Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, заместителей Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министров. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики назначается на должность Главой республики с согласия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.


Приграничные субъекты Российской Федерации. На западе республика граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке со Ставропольским краем, на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту и территориально граничит с Грузией и Абхазией.



КАРТА РЕСПУБЛИКИ





ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ

2000 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Валовой региональный продукт, млн. рублей

5462,0

10234,5

11481,1

13127,2

16724,3

23260,1

27469,7

35714,1

38584,1

43651,5

49605,4

59500,0

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

115,8

109,2

109,9

107,1

96,4

115,7

110,7

96,1

106,0

116,1

109,8

114,8

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

637,0

2200,1

2493,5

3054,3

6241,5

7987,9

9082,1

11000,7

10145,3

9140,0

13610,4

18076

Индекс потребительских цен, %

113,4

119,2

109,4

112,1

112,4

110,3

114,9

114,5

110,1

111,7

105,1

106,2

Индекс цен производителей промышленных товаров, %

129,3

112,7

111,3

112,7

132,0

117,2

122,3

114,9

106,2

112,8

112,3

104,7

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, %

114,6

93,9

120,8

92,5

161,6

90,5

81,7

101,7

115,7

91,0

98,9

123,3

Сводный индекс цен строительной продукции, %

144,5

109,9

106,9

108,2

118,1

107,1

110,2

118,6

103,4

107,1

104,9

106,9

Индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом, %

121,2

105,4

100,0

159,4

131,3

112,1

107,4

105,8

100,5

134,8

112,0

103,4

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей <1>)

1039,5

1999,4

2619,2

3343,7

4266,3

5196,3

6402,0

7918,1

9200,6

10878,0

11741,6

13353,9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей

1130,9

2425,7

3080,9

3696,2

4710,1

5870,9

7558,4

9383,6

10477,1

11345,6

12446,9

15510,8

Средний размер назначенных месячных пенсий (с 2000 года - с учетом компенсаций), рублей

735,1

1303,7

1559,0

1776,4

2241,9

2488,5

3282,0

4010,1

5488,2

6642,7

7213,6

7963,9

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек

274,9

179,9

160,2

133,3

126,0

104,8

95,4

91,7

87,5

84,3

89,1

77,4

в % от общей численности населения

62,5

40,9

36,0

29,6

27,7

22,7

18,3

17,2

16,1

18,7

18,8

16,4

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости, на конец года), млн. рублей

33788

42799

58170

60474

64592

68159

91481

101153

112083

116719

126160

-

Доходы консолидированного бюджета, млн. рублей

1244,6

3590,9

3373,5

4425,2

5233,3

6248,3

8508,9

10625,4

12330,7

13803,6

15072,7

20865,1

Расходы консолидированного бюджета, млн. рублей

1213,6

3425,2

3584,7

4630,1

5260,8

6325,8

8411,3

10175,3

12698,0

14832,1

15940,3

20607,3

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. рублей

31,0

165,7

-211,2

-204,9

-27,5

-77,5

97,6

450,1

-367,3

-1028,5

-867,6

257,8

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м

50,2

66,4

68,5

63,2

62,0

80,6

92,9

95,5

90,1

70,2

82,4

87,8

Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т-км

158,1

196,2

201,6

212,0

217,0

227,0

334,6

313,8

263,6

383,6

493,2

546,7

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс.-км

219,4

286,8

296,4

322,5

298,6

263,1

234,0

239,4

248,4

237,3

229,4

223,8

Оборот розничной торговли, млн. рублей

3372,3

5532,5

7453,5

9600,5

12510,2

15711,9

18044,6

22575,1

25306,3

27645,0

31035,8

33589,1

Платные услуги населению, млн. рублей

718,8

1265,8

1653,9

2148,3

3046,8

4102,7

4704,8

6061,6

6801,9

8451,7

9285,5

9843,1

Естественный прирост, убыль (-) населения, человек

-295

-280

-339

131

63

108

1440

1633

1489

1402

1588

1866

Миграционный прирост, убыль (-) населения, человек

-1905

-2099

-2010

-2228

-3063

-2890

-2728

-1857

-1666

-2432

-4316

-4694

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

143,9

151,5

153,2

152,1

161,5

164,5

165,7

166,5

166,7

170,6

172,8

173,1

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), человек

1778

2659

2660

5791

5933

6165

7819

5227

6285

5514

4865

5090

Численность пенсионеров (на конец года), тыс. человек

113,8

115,7

113,5

113,3

112,3

111,9

111,2

111,6

112,1

113,5

114,6

116,2



2.2. Макроэкономические показатели


Республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.


В республике наблюдается устойчивая тенденция роста по таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, инвестиции в основной капитал, ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов, средняя заработная плата, уровень развития реального сектора экономики.


В структуре валового регионального продукта большая доля приходится на промышленность - 24,8 процента и сельское хозяйство - 18 процентов. Динамика валового регионального продукта по отраслям представлена в таблице 1 приложения 1 к Стратегии.




Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) увеличились с 1039,5 рублей в 2000 году до 13353,9 рублей в 2012 году. Произошло увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника - с 1130,9 рублей в 2000 году до 15511 рублей в 2012 году.


Значительно вырос показатель вводимой в действие общей площади жилых домов. В 2000 году было введено 50,2 тыс. кв. метров, в 2012 году - 87,8 тыс. кв. метров.


Многократно увеличился объем инвестиций в основной капитал: в 2000 году - 637 млн. рублей, в 2012 году - 18076 млн. рублей. Большая часть инвестиций в основной капитал привлечена в производство и распределение электроэнергии, газа и воды.


По оценке "Эксперт РА" инвестиционный рейтинг республики находится в зоне 3C2, что означает - незначительный потенциал - высокий риск. По распределению частных видов рисков в сравнении со средним по стране, республика находится ниже по экономическим, криминальным и экологическим рискам, но превышает среднероссийский уровень по социальным, финансовым и управленческим рискам.






По продолжительности жизни населения республика является одним из лидеров Российской Федерации. Средняя продолжительность жизни 73,4 года (66,05 лет в среднем по стране, 4 место среди субъектов Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа).


Бюджет республики социально ориентирован - 70 процентов бюджета направлено на социальные проекты (это один из самых высоких показателей в Российской Федерации).


По размеру дотаций на душу населения (20678 рублей) республика находится на 19 месте из 83 субъектов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»