____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2023 N 275.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Утвердить стратегию социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года согласно приложению.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.Я.КАРДАНОВ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Стратегия) разработана с учетом необходимости развития экономического, социального, культурного, ресурсного и природно-климатического потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики региона и повышения уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики (далее - республика).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию как "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", настоящая Стратегия имеет преимущественно социальную направленность, в которой важнейшим приоритетом выступает человек и его гармоничное развитие.
Стратегия разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Ростуризма от 06.05.2008 N 51, а также Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р, Указа Президента Российской Федерации от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны", указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Стратегические направления развития республики предусматривают сбалансирование целей, задач и механизмов их реализации в контексте общефедеральной политики с учетом перспектив развития каждого муниципального образования Карачаево-Черкесии.
Главной целью Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики является повышение качества жизни населения на основе эффективной и социально-ориентированной экономики.
Стратегия предполагает трансформацию экономической модели республики, являющейся исторически сельскохозяйственным регионом, в сторону индустриального развития с приоритетом обрабатывающим отраслям, а также - дальнейшего развития агропромышленного комплекса и туризма.
Название субъекта Российской Федерации - Карачаево-Черкесская Республика.
Год создания: 12.01.1922 образована Карачаево-Черкесская автономная область. Законом РСФСР от 03.07.91 преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. В декабре 1992 года в целях совершенствования конституционного законодательства название Карачаево-Черкесская Советская Социалистическая Республика было заменено на Карачаево-Черкесская Республика.
Административный центр - город Черкесск.
Орган законодательной власти - Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численность 73 человека, периодичность - пять лет.
Орган исполнительной власти - Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Состоит из Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, заместителей Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министров. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики назначается на должность Главой республики с согласия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Приграничные субъекты Российской Федерации. На западе республика граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке со Ставропольским краем, на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту и территориально граничит с Грузией и Абхазией.
2000 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Валовой региональный продукт, млн. рублей | 5462,0 | 10234,5 | 11481,1 | 13127,2 | 16724,3 | 23260,1 | 27469,7 | 35714,1 | 38584,1 | 43651,5 | 49605,4 | 59500,0 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году | 115,8 | 109,2 | 109,9 | 107,1 | 96,4 | 115,7 | 110,7 | 96,1 | 106,0 | 116,1 | 109,8 | 114,8 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей | 637,0 | 2200,1 | 2493,5 | 3054,3 | 6241,5 | 7987,9 | 9082,1 | 11000,7 | 10145,3 | 9140,0 | 13610,4 | 18076 |
Индекс потребительских цен, % | 113,4 | 119,2 | 109,4 | 112,1 | 112,4 | 110,3 | 114,9 | 114,5 | 110,1 | 111,7 | 105,1 | 106,2 |
Индекс цен производителей промышленных товаров, % | 129,3 | 112,7 | 111,3 | 112,7 | 132,0 | 117,2 | 122,3 | 114,9 | 106,2 | 112,8 | 112,3 | 104,7 |
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, % | 114,6 | 93,9 | 120,8 | 92,5 | 161,6 | 90,5 | 81,7 | 101,7 | 115,7 | 91,0 | 98,9 | 123,3 |
Сводный индекс цен строительной продукции, % | 144,5 | 109,9 | 106,9 | 108,2 | 118,1 | 107,1 | 110,2 | 118,6 | 103,4 | 107,1 | 104,9 | 106,9 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом, % | 121,2 | 105,4 | 100,0 | 159,4 | 131,3 | 112,1 | 107,4 | 105,8 | 100,5 | 134,8 | 112,0 | 103,4 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей <1>) | 1039,5 | 1999,4 | 2619,2 | 3343,7 | 4266,3 | 5196,3 | 6402,0 | 7918,1 | 9200,6 | 10878,0 | 11741,6 | 13353,9 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей | 1130,9 | 2425,7 | 3080,9 | 3696,2 | 4710,1 | 5870,9 | 7558,4 | 9383,6 | 10477,1 | 11345,6 | 12446,9 | 15510,8 |
Средний размер назначенных месячных пенсий (с 2000 года - с учетом компенсаций), рублей | 735,1 | 1303,7 | 1559,0 | 1776,4 | 2241,9 | 2488,5 | 3282,0 | 4010,1 | 5488,2 | 6642,7 | 7213,6 | 7963,9 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек | 274,9 | 179,9 | 160,2 | 133,3 | 126,0 | 104,8 | 95,4 | 91,7 | 87,5 | 84,3 | 89,1 | 77,4 |
в % от общей численности населения | 62,5 | 40,9 | 36,0 | 29,6 | 27,7 | 22,7 | 18,3 | 17,2 | 16,1 | 18,7 | 18,8 | 16,4 |
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости, на конец года), млн. рублей | 33788 | 42799 | 58170 | 60474 | 64592 | 68159 | 91481 | 101153 | 112083 | 116719 | 126160 | - |
Доходы консолидированного бюджета, млн. рублей | 1244,6 | 3590,9 | 3373,5 | 4425,2 | 5233,3 | 6248,3 | 8508,9 | 10625,4 | 12330,7 | 13803,6 | 15072,7 | 20865,1 |
Расходы консолидированного бюджета, млн. рублей | 1213,6 | 3425,2 | 3584,7 | 4630,1 | 5260,8 | 6325,8 | 8411,3 | 10175,3 | 12698,0 | 14832,1 | 15940,3 | 20607,3 |
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. рублей | 31,0 | 165,7 | -211,2 | -204,9 | -27,5 | -77,5 | 97,6 | 450,1 | -367,3 | -1028,5 | -867,6 | 257,8 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м | 50,2 | 66,4 | 68,5 | 63,2 | 62,0 | 80,6 | 92,9 | 95,5 | 90,1 | 70,2 | 82,4 | 87,8 |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т-км | 158,1 | 196,2 | 201,6 | 212,0 | 217,0 | 227,0 | 334,6 | 313,8 | 263,6 | 383,6 | 493,2 | 546,7 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс.-км | 219,4 | 286,8 | 296,4 | 322,5 | 298,6 | 263,1 | 234,0 | 239,4 | 248,4 | 237,3 | 229,4 | 223,8 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей | 3372,3 | 5532,5 | 7453,5 | 9600,5 | 12510,2 | 15711,9 | 18044,6 | 22575,1 | 25306,3 | 27645,0 | 31035,8 | 33589,1 |
Платные услуги населению, млн. рублей | 718,8 | 1265,8 | 1653,9 | 2148,3 | 3046,8 | 4102,7 | 4704,8 | 6061,6 | 6801,9 | 8451,7 | 9285,5 | 9843,1 |
Естественный прирост, убыль (-) населения, человек | -295 | -280 | -339 | 131 | 63 | 108 | 1440 | 1633 | 1489 | 1402 | 1588 | 1866 |
Миграционный прирост, убыль (-) населения, человек | -1905 | -2099 | -2010 | -2228 | -3063 | -2890 | -2728 | -1857 | -1666 | -2432 | -4316 | -4694 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 143,9 | 151,5 | 153,2 | 152,1 | 161,5 | 164,5 | 165,7 | 166,5 | 166,7 | 170,6 | 172,8 | 173,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), человек | 1778 | 2659 | 2660 | 5791 | 5933 | 6165 | 7819 | 5227 | 6285 | 5514 | 4865 | 5090 |
Численность пенсионеров (на конец года), тыс. человек | 113,8 | 115,7 | 113,5 | 113,3 | 112,3 | 111,9 | 111,2 | 111,6 | 112,1 | 113,5 | 114,6 | 116,2 |
Республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.
В республике наблюдается устойчивая тенденция роста по таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, инвестиции в основной капитал, ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов, средняя заработная плата, уровень развития реального сектора экономики.
В структуре валового регионального продукта большая доля приходится на промышленность - 24,8 процента и сельское хозяйство - 18 процентов. Динамика валового регионального продукта по отраслям представлена в таблице 1 приложения 1 к Стратегии.
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) увеличились с 1039,5 рублей в 2000 году до 13353,9 рублей в 2012 году. Произошло увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника - с 1130,9 рублей в 2000 году до 15511 рублей в 2012 году.
Значительно вырос показатель вводимой в действие общей площади жилых домов. В 2000 году было введено 50,2 тыс. кв. метров, в 2012 году - 87,8 тыс. кв. метров.
Многократно увеличился объем инвестиций в основной капитал: в 2000 году - 637 млн. рублей, в 2012 году - 18076 млн. рублей. Большая часть инвестиций в основной капитал привлечена в производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
По оценке "Эксперт РА" инвестиционный рейтинг республики находится в зоне 3C2, что означает - незначительный потенциал - высокий риск. По распределению частных видов рисков в сравнении со средним по стране, республика находится ниже по экономическим, криминальным и экологическим рискам, но превышает среднероссийский уровень по социальным, финансовым и управленческим рискам.
По продолжительности жизни населения республика является одним из лидеров Российской Федерации. Средняя продолжительность жизни 73,4 года (66,05 лет в среднем по стране, 4 место среди субъектов Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа).
Бюджет республики социально ориентирован - 70 процентов бюджета направлено на социальные проекты (это один из самых высоких показателей в Российской Федерации).